Авторизация
Логин
Пароль

Дайджест → Как стать незаменимым сотрудником

Как стать незаменимым сотрудником

Диктовать свою волю руководству и держать его в напряжении - такое могут себе позволить только действительно незаменимые сотрудники. Как же стать таким незаменимым?

Интеллект плюс обаяние

Самый долгий и трудный путь к незаменимости - интеллектуальный: мало быть просто профессионалом, надо стать экспертом – авторитетным и влиятельным. По мнению Маралы Чарыевой, генерального директора ООО «Росинтер Ресторантс», «незаменимыми» с полным правом можно назвать сотрудников, обладающих уникальными знаниями и опытом: например, сегодня на рынке очень ценятся менеджеры, имеющие кросс-индустриальный опыт. Среди незаменимых-интеллектуалов люди креативные, носители ноу-хау, инновационные менеджеры, яркие личности, притягивающие внимание к себе и к компании.

Есть профессии (и не только творческие), где успех напрямую зависит от таланта и индивидуальности. В страховании, туризме, рекламе, консалтинге, рекрутменте, где работают не столько с компанией, сколько с конкретным лицом, и отношения с клиентом строятся на доверии, каждый сотрудник по-своему уникален: здесь успех во многом определяется личностными качествами, обаянием, способностью к эмпатии. Недаром мы ходим не на тренинги, а на тренеров, и кочуем из одного турагентства в другое вслед на «своим» менеджером.

Он слишком много знал…

Еще один верный способ стать незаменимым – функциональный: сосредоточить в своих руках власть, деньги, информацию, контакты – иначе говоря, стать «системообразующим» сотрудником. По мнению генерального директора кадрового агентства Avenue Алексея Комарова, к незаменимым можно отнести тех, от кого напрямую зависит финансовый успех организации, кто осуществляет продвижение или поддержку основных бизнес-процессов.
Функционер становится незаменимым тогда, когда у него появляется возможность своими действиями или, наоборот, бездействием, влиять на поведение и работу коллег и организации в целом. Иван Иваныч, например, умудрился прописать бизнес-процессы «под себя» и замкнуть на себе некую технологическую цепочку. Попробуйте его уволить – пока будете искать замену, цепочка попросту рассыплется!
Среди незаменимых-функционеров много имитаторов - тех, кто специально создает соответствующий имидж, стараясь сосредоточить в своих руках и «приватизировать» информацию и контакты, ограничив доступ к ним коллег. Старательно имитируют собственную эксклюзивность нелояльные сотрудники, готовые при случае шантажировать руководство своим уходом. Это могут быть финансисты и бухгалтеры, владеющие важной (а иногда и компрометирующей компанию) информацией, менеджеры, работающие с клиентами и готовые в случае ухода увести клиентов за собой. Сколько гуляет по рынку историй о том, как очередной герой уволился из очередной компании, прихватив с собой клиентскую базу!

Цена вопроса
Инстинкт самосохранения заставляет компании задуматься о кадровой безопасности, выстраивании бизнес-процессов таким образом, чтобы временное отсутствие или увольнение даже самого ценного сотрудника не нанесло компании серьезного ущерба. А ущерб может быть значительным. И сюда входят не только затраты на поиск нового «ценного» работника (гонорары рекрутеров и хантеров, реклама и т.д.).
В зависимости от того, какую должность занимал незаменимый, каков его вес в бизнес-сообществе, это может быть удар по имиджу компании, остановка рабочего процесса, финансовые потери, снижение производительности труда, потеря клиентов и партнеров, возможно, утечка ценной информации, разрыв коммуникаций. Если незаменимый в одиночку вел проект или разрабатывал новое направление – потери могут быть невосполнимыми. «Сегодня уровень развития любой компании определяется степенью охвата рынка, - говорит заместитель генерального директора компании «Ренессанс Страхование» Дарья Куклина. - Поэтому незаменимые сотрудники – это, в первую очередь, ключевые «клиентщики», развивающие и поддерживающие бизнес. За ними стоит большой клиентский портфель, у них высокий статус, как правило, они занимают руководящие должности. И когда такой человек уходит, мы теряем и клиентов, и подразделение. Конечно, все это поправимо, но на какое-то время бизнес компании может «просесть».
По мнению Алексея Комарова, руководителям стоит задуматься о «цене вопроса», прежде чем подставлять под удар незаменимых или менять структуру компании. К тому же не нужно специально «светить» таких людей в прессе или на сайте компании, и таким образом строить их личный бренд и играть на руку хед-хантерам. Дарья Куклина считает, что компания должна удерживать любого ценного сотрудника, и в зависимости от степени «ценности» прилагать те или иные усилия для его удержания«Оценить ущерб от потери незаменимого сложно, но всегда надо быть готовым к отрицательному прогнозу и использованию «внебюджетных» ресурсов для удержания ситуации, - полагает Марала Чарыева. - Длительный процесс ротации/замены «незаменимой единицы», помимо прочего, дестабилизирует корпоративный микроклимат, обнажая все слабые и уязвимые места в менеджменте компании».

Ты и радость моя, и моя печаль

Как же обезопасить компанию и минимизировать потери? Может быть, стоит провести «инвентаризацию» так называемых незаменимых и понять, кто действительно представляет ценность для компании, чьи полномочия надо урезать, а деятельность регламентировать. Можно создать систему противовесов: например, перераспределить обязанности и выстроить процесс таким образом, чтобы результат не зависел от одного человека, и информация не была бы сосредоточена в одних руках. И, конечно, надо постоянно заниматься подготовкой кадрового резерва: за спиной каждого незаменимого должна маячить тень резервиста, готового в момент Х подставить свое плечо и не допустить «обвала». «В крупных компаниях есть планы на случай наступления часа X - когда руководители отрезаны от управления компанией, - говорит Алексей Комаров. - Почему бы не создать подобный план на случай ухода незаменимых?»

Марала Чарыева считает, что существование таких сотрудников свидетельствует о незрелости организационной структуры компании и непрозрачности бизнес-процессов, и предлагает следующие меры:

- создание организационной структуры, адекватной существующим рыночным потребностям;

- формирование прозрачных с точки зрения логики бизнеса и понятных сотрудникам бизнес-процессов;

- максимальная привязка бизнес-процессов к функциям, а не к персоналиям;

- воспитание командного духа, взаимной поддержки и взаимозаменяемости;

- минимум ноу-хау (в позитивном контексте) в производственных процессах;
 
- обеспечение воспроизводства интеллектуальных схем и решений, предлагаемых незаменимыми.
 
И все-таки без незаменимых компания вряд ли сможет оставаться конкурентоспособной. «Такие сотрудники являются не только «лидерами мнений» в своей компании, но и на своем рынке или в отрасли, среди них создатели новых идей и технологий», - говорит Алексей Комаров. Идет война за таланты, так неужели возвращаться к уравниловке и внушать яркому и, возможно, действительно уникальному человеку, что он такой же, как все? А если он все-таки уходит… Жаль, без него это будет уже другая компания!

Пять вариантов незаменимых сотрудников

Лицо компании. Олицетворяет компанию для деловых партнеров, клиентов, прессы. Практически становится частью ее корпоративного имиджа. Смена «лица» неизбежно вызовет вопросы и заставит усомниться в финансовой устойчивости компании. Поэтому за «лицом» нужен особый уход – и оно его получает.

Тыловик. В тылу у босса обязательно должен быть кто-то, кто всегда на его стороне, всегда поймет его и поддержит. Босс инстинктивно ищет такого человека, особенно если не очень ладит с коллективом. В случае сокращений, босс, скорее пожертвует «ферзем», но оставит у себя в тылу верную ему «пешку».

Контактер. Замыкает на себе контакты с клиентами и партнерами, «метит» свою территорию, не допуская туда «чужих». Всю накопленную информацию держит под замком. Быстро обрастает нужными связями и, по сути дела, начинает строить собственный бизнес. Частенько покидает компанию, прихватив с собой базу данных, и переманив клиентов.

Местная достопримечательность. Знает всех и вся. Легко выстраивает неформальные отношения со всеми – от уборщицы до директора, вхож во все кабинеты, со всеми в дружбе. Со временем становится «элементом корпоративной культуры» компании. Одним словом, «яркое пятно на фоне серых будней». Такое яркое, что просто так не сотрешь…

Трудоголик. Кто еще будет везти воз работы за такую зарплату, кто согласится трудиться в выходные, брать материалы на дом, жертвовать общением с семьей, личной жизнью и т.д.! Начальство это ценит. А значит, даже при самом сильном шторме (реорганизации или сокращении) трудоголика не смоет – он прикован к своим галерам.

А что Вы думаете?

Добавлено: 03.07.2017, 17:13

Комментарии (0)

Для добавления комментария Вы должны зарегистрироваться на портале либо войти под своими данными ниже!
Логин: Пароль:

Нравится
Группа в Facebook Наша лента в Твиттере RSS лента
Ваш регион

Начните вводить название города
Ваш текущий регион:
Все регионы
Rabotuvsem.ru